Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

Церкви думают над тем, чтобы начать диалог.

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

«У Филарета также есть шанс стать духовным Тарасом Бульбой»

В четверг Архиерейский собор Русской православной церкви (РПЦ) рассмотрел обращение главы Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарета, которого в Москве считают “раскольником“.

В своем письме он призвал РПЦ к диалогу для “достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами“.

И хотя собор РПЦ такое обращение “воспринял с удовлетворением“ и даже решил создать комиссию для дальнейших переговоров с УПЦ КП, вокруг обращения Филарета возникли серьезные разночтения.

В Москве письмо восприняли чуть ли не как желание УПЦ КП вернуться в лоно Русской православной церкви. Однако у патриарха Филарета утверждают — наоборот, речь идет лишь об обсуждении самостоятельности украинской церкви.

“Просьба о прощении“

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

Глава Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет
 

Резонанс в СМИ вызвал не столько сам факт обращения патриарха Филарета к Архиерейскому собору и последующее создание комиссии для диалога между церквями, сколько формулировка о “прощении“.

Российский Интерфакс опубликовал новость под заголовком “Лидер Киевского патриархата Филарет попросил патриарха Кирилла о прощении“.

Впоследствии в УПЦ КП ответили: Патриарх Филарет не попросил прощения, а использовал христианскую “формулу примирения“.

Разночтения вызвали последние слова письма: “И я, как ваш брат и сослужитель, прошу прощения за все, чем согрешил — словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем“.

“Единственный диалог, который Патриарх и УПЦ КП хотят и готовы вести с РПЦ — диалог о признании Москвой автокефалии Украинской Церкви. Ни о каком покаянии перед РПЦ или тем более возвращении в ее состав не может быть и речи“, — подчеркнул пресс-секретарь УПЦ КП архиепископ Евстратий Зоря.

Впоследствии неточности в сообщениях СМИ отметил и глава новосозданной комиссии РПЦ, руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев).

“К сожалению, агентство Интерфакс в своем сообщении неграмотно передало суть письма… Понятие “помилование“ не входит в канонический лексикон Православной церкви и не было употреблено в полученном письме“, — акцентировал он.

“В нем содержалась просьба об отмене “всех решений, в том числе о прещении (церковный термин, означающий наказание. — Ред.) и отлучении… ради достижения Богом завещанного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами“, — добавил Иларион.

Решения, о которых упомянул митрополит, касаются снятия сана и анафемы, которые в 1990-х наложила РПЦ на патриарха Филарета.

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

Руководитель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Иларион (Алфеев) — один из главных переговорщиков с УПЦ КП
 

В то же время в УПЦ КП объяснили: эта анафема не позволяет вести диалог о примирении прежде всего самой РПЦ, а Филарет ее не признает.

“Духовный Тарас Бульба“?

Впрочем, неувязки позиций можно встретить и среди членов переговорной комиссии Русской православной церкви.

Другой ее член — представитель Украинской православной церкви (Московского патриархата) протоиерей Николай Данилевич в своем сообщении на Facebook воспринял обращение патриарха Филарета именно как просьбу о “прощении“.

“У Филарета также есть шанс стать духовным Тарасом Бульбой. Филарет мог бы сказать порожденному им церковному разделению известные слова Тараса Бульбы: “Я тебя породил, я тебя и убью!“ — написал протоиерей.

“Стоит попробовать. Но нужно мужество. Человек, который не признает своих ошибок, вызывает сожаление. А человек, который признает и исправляет свои ошибки, вызывает только уважение!“ — добавил представитель УПЦ МП.

Уже в пятницу патриарх Филарет высказался достаточно жестко обо всей ситуации: “Архиерейский собор [РПЦ] воспользовался моим обращением и направил его не на примирение и решение вопроса автокефалии УПЦ, а на то, что мы якобы хотим вернуться в РПЦ“.

“Москва обманывает, ей доверять нельзя“, — добавил он.

Стороны спорят даже о том, кто именно стал инициатором письма Архиерейского собора.

“Хотел бы подчеркнуть, что действительно бывший митрополит Филарет сделал шаг к восстановлению единства канонической церкви в Украине. Это была его инициатива, вопреки некоторым заявлениям, которые сейчас звучат из Киева, что якобы Москва инициировала этот процесс. Мы ничего не инициировали“, — утверждает митрополит Иларион (Алфеев).

В УПЦ КП говорят — именно от митрополита Илариона обратились к патриарху Филарету с идеей о письме-обращении, однако попросили об этом не сообщать прессе до собора.

Тем не менее, патриарх Филарет подчеркнул — он готов к диалогу, но только по одному вопросу — автокефалии УПЦ.

Последствия

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

В УПЦ КП сообщили, что готовы говорить только об автокефалии

 

На вопрос ВВС Украина о том, будут ли эффективными переговоры между церквями, директор Департамента по делам религий и национальностей Министерства культуры Украины Андрей Юраш говорит: “Очень сомневаюсь, ведь две стороны исходят из совершенно противоположных установок“.

“Если для Москвы смысл всего диалога — возвращение и патриарха Филарета, и возглавляемой им структуры в лоно РПЦ, то для УПЦ КП ценностью является каноническое подтверждение де-факто существующей автокефалии“, — добавляет чиновник.

“Никто не отрицает, что уже 25 лет УПЦ КП живет полноценным… бытием в статусе фактически самостоятельной автокефальной церковной общины — без понимания и признания со стороны других православных церквей. Конечно, Киевский патриархат хотел бы получить такое признание“, — отмечает Андрей Юраш.

Другой религиовед Виктор Еленский также сомневается в том, что переговорный процесс сдвинется с места.

Он намекает на позицию, высказанную упомянутым членом российской переговорной комиссии Николаем Данилевичем, о “покаянии Филарета“.

“Выставляют условия, которые заранее неприемлемы для украинской стороны — то есть покаяние патриарха Филарета. А покаяние в христианском понимании должно иметь свои плоды — патриарх Филарет должен признать, что руководил УПЦ незаконно, и что анафема на него также был наложена законно и обоснованно“, — объясняет Виктор Еленский.

Он напоминает, что объединение РПЦ с эмигрантской Русской православной церковью за границей в 2007 году “состоялось без предварительных покаяний, хотя до этого обе стороны называли друг друга “чекистами“ и “власовцами“.

Андрей Юраш прогнозирует, что УПЦ КП скорее продолжит диалог об автокефалии с Константинопольской патриархией.

“Это единственный реалистичный сценарий. Ведь и президент Порошенко в своих обращениях, и УПЦ неоднократно подчеркивали, что церковью-матерью для Киевского патриархата является Вселенская метрополия“, — заключает г-н Юраш.

Пока без условий

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?

В РПЦ надеются, что диалог между церквями все же начнется
 

Впрочем, в РПЦ не спешат ставить крест на идее переговоров.

Глава переговорной комиссии митрополит Иларион в пятницу подчеркнул: никаких условий патриарху Филарету пока не выдвигают: “Если мы начнем выдвигать условия для начала переговоров, то сами переговоры никогда не начнутся“.

“Думаю, мы должны подождать решения киевской стороны относительно того, будет ли с их стороны назначена комиссия. Если она будет назначена, тогда договоримся о месте и времени проведения переговоров“, — добавил он.

УПЦ КП же планирует рассмотреть вопрос о возможном диалоге с Русской православной церковью на ближайшем своем Священном синоде. Его дату пока не уточняют. Обычно он собирается раз в два-три месяца.

BBC Украина

Читай также:

  • Революция и Цветаева: любовь, измены и спецслужбы
  • Флинн признал, что обманывал ФБР по указанию команды Трампа
  • Определились группы на ЧМ-2018 в России

Примирение или самостоятельность: о чем хотят говорить УПЦ и РПЦ?